- РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА
-
РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА (МОТ-СУОТ 2001) — документ, разработанный Международной организацией труда для оказания помощи странам — членам МОТ в создании (на основе международных норм) эффективных систем управления охраной труда (далее — Руководство).
Международная организация по стандартизации (МОС), распространив свои материалы "Управление качеством" (серия ISO 9000—2000) и "Управление окружающей средой" (серия ISO 14000—1996) ввела в практику системный подход к управлению. В 1990-х гг. обсуждался вопрос о том, что такой подход можно было бы использовать для управления ОТ. Участники международного семинара в 1996 г. решили, что МОТ — более подходящая (чем МОС) организация для выработки установочной международной документации по созданию систем управления безопасностью и охраной труда. Вскоре был подготовлен проект Руководства, который в течение 2 лет дорабатывали международные эксперты. Окончательная версия документа была представлена партнерам МОТ в январе 2001 г. Руководство было принято на трехсторонней встрече экспертов в апреле 2001 г.
В гл. 2 Руководства изложены принципы и способы создания национальной системы управления безопасностью и гигиеной труда. Деятельность на национальном уровне включает: назначение компетентного органа (или органов) по СУОТ, выработку продуманной национальной политики и создание механизма для эффективного проведения в жизнь положений Руководства МОТ — путем прямой реализации в организациях или путем их адаптации к национальным условиям и практике (через национальные руководства) и конкретным потребностям организаций в соответствии с их величиной и родом деятельности (через отраслевые и др. руководства).
В гл. 3 Руководства рассматривается система управления безопасностью и гигиеной труда на уровне организации. Рекомендуется интегрировать элементы СУОТ в общую политику и структуру управления; на уровне организации ответственность в области ОТ должна лежать на руководителях среднего звена, т. е. не следует рассматривать ОТ лишь как задачу отделов и (или) специалистов по ОТ.
Определены 5 основных направлений функционирования СУОТ в организации (в соответствии с международно признанным "циклом Демминга"). Это разработка общей политики, организационная работа, планирование и исполнение, анализ и повышение эффективности.
В сферу общей политики входят:
политика в области ОТ;
вопросы участия трудящихся.
К организационным задачам относятся:
определение ответственности и подотчетности;
обучение и подготовка;
ведение документации и обмен информацией.
Следят за тем, чтобы действовала вся система управления, были распределены обязанности по реализации политики в области ОТ.
Планирование и исполнение включают элементы:
первичного анализа;
системного планирования;
развития и исполнения;
постановки задач в области ОТ и предотвращения рисков.
По результатам анализа определяют, каково положение с ОТ в организации. Проводят оперативный контроль и количественную оценку, расследование случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и др. Выявляют все недостатки, которые следует устранить.
В целях повышения эффективности СУОТ проводят превентивные и корректирующие мероприятия, необходимость в которых определяется в ходе аналитической работы и аудита. Аудиторский контроль должны осуществлять лица, не зависящие от той деятельности, которая подлежит проверке. Это не означает, что аудиторы обязательно должны привлекаться со стороны.
Национальное регулирование СУОТ
Функционирование СУОТ в организации
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.